Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 21:01
Приветствую Вас Гость | RSS
ISPA SAMARA
A SAMARA BRANCH OF INTERNATIONAL SCHOOL PSYCHOLOGY ASSOCIATION
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи членов ISPA

Одарённые дети - наше будущее гарант социального развития
Различным аспектам проблемы одаренности уделяется немало внимания. Именно одаренные, талантливые люди в значительной степени определяют уровень развития науки, культуры, производства и страны в целом. Процесс работы с одаренными детьми показывает, что талантливые дети относятся к категории «трудных» или требующих повышенного внимания. Причем сложности в общении касаются не только окружающих, но и самих детей. Им трудно контактировать со сверстниками, учителями и родителями. Такие качества как инициативность, импульсивность, свойственные незаурядному ребенку, не всегда отвечают ожиданиям его «нормального» окружения. 
     Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью сохранения и формирования интеллектуального потенциала общества, а так же создание комфортных и оптимальных условий развития одаренных детей.  В связи с этим, перед педагогами и психологами стоит задача выявление и развитие одаренных детей, создание условий для реализации их потенциальных возможностей.  
    Одним из способов поддержки одаренных детей – это создание альтернативных, условий для реализации их потенциала. Организация внутришкольных, районных, городских научно-практических конференций, конкурсов и различных олимпиад.  В «Дневном пансионе-84» апробирована и реализована модель работы с одаренными детьми. Организована систематическая и планомерная работа с одаренными детьми, созданы альтернативные условия появления себя. Результатом организованной модели можно считать увеличение количества учеников, принимающих участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, а так же увеличение успешно выступивших детей. Предлагаемая модель даёт гораздо больше возможностей для реализации одарённых детей. Тем не менее существуют и риски самореализации, зачастую, грозящие более серьёзными личностными проблемами. К таким рискам относятся, например, всевозможные зависимости: компьютерная, SMS, TV, игровая зависимости и т.д. Большинство нехимических зависимостей – социально одобряемы. Они не так губительны для здоровья, но в психологическом смысле, так же как и химические зависимости, ведут к деградации личности и разложению собственного «Я».
     Поскольку минусы нехимических форм зависимостей практически не озвучиваются, то статистические данные проведённых нами исследований, получились следующими: при диагностике 460 учащихся от 9 до 16 лет школ г. Самары на предмет наличия компьютерной, SMS и TV-зависимостей удалось установить следующее.
1. Общее количество учащихся c предрасположенностью к компьютерной зависимости составляет 78%. Стоит отметить, что индивиды, имеющие высокие уровни увлечённости компьютером, находятся в каждой из обследуемых возрастных категорий. 
2. Общее количество детей, предрасположенных к TV-зависимости составляет 49%. Наибольшему риску возникновения этого вида зависимости подвержены дети 11-12 лет. У остальных учащихся данный факт является маловероятным.
3. Предрасположенность к SMS-зависимости выявлена у 48% учащихся. Наибольшая доля приходится на учащихся 11-х классов.
     Таким образом, если в случае компьютерной зависимости существует равномерное распределение предрасположенности по всем исследуемым возрастам, то в случае SMS и TV-зависимостей наблюдается относительная локализация. 
     Одним их факторов формирования указанного вида зависимости является наличие достаточно высокого уровня интеллекта. То есть в «группу риска» как раз и попадают одарённые дети. Компьютерная зависимость существует в 2 основных формах – Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр.
     Весной 2008 года было проведено исследование личностных особенностей одарённых подростков с предрасположенностью к компьютерной зависимости.
• Изучение данных позволяет говорить о том, что существуют статистически значимые различия личностных особенностей и компьютерной зависимости у одаренных подростков и подростков, не продемонстрировавших высоких показателей в каком-либо виде деятельности (величина критерия Манна-Уитни U=2.500 при р ≤0,05). Следовательно, можно говорить о характерных личностных особенностях одаренных подростков с предрасположенностью к компьютерной зависимости.
• Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность, наблюдается недостаток эмоциональных контактов со сверстниками, с членами семьи. Так как ведущей деятельностью в подростковом возрасте становиться общение со сверстниками. То в этом случае общение реальное у них заменяется виртуальным. 
• Также одаренным подросткам с компьютерной зависимостью свойственно в большей степени завышать свои возможности и переоценивать себя, по сравнению с зависимыми подростками из контрольной группы. 
• Наряду с этим, у одаренных компьютерных аддиктов наблюдается наличие внутренней конфликтности представлений о себе и снижение самоконтроля.
• Корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между уровнем компьютерной зависимости и такими личностными особенностями как уровень внутреннего контроля поведения в экспериментальной группе и конформность в контрольной группе. То есть, для одаренных подростков фактором повышающим риск формирования компьютерной зависимости будет низкий уровень самоконтроля своих эмоций и поведения (Спирмен k = - 440 р ≤ 0.05 )..
• А для «обыкновенных» подростков таким фактором риска выступает высокий уровень конформности поведения, когда человек готов отказаться от своих убеждений и принципов ради принятия другими членами значимой для себя группы, демонстрирует нормативное для этой группы поведение, отношение и эмоциональные реакции
     В связи с полученными результатами, актуальным является вопрос организации эффективной профилактики компьютерной зависимости для всех категорий учащихся в общем и для одарённых детей особенно.
В качестве примера такой универсальной программы можно назвать профилактическую антинаркотическую программу формирования жизненных навыков, являющуюся результатом сотрудничества Группы Помпиду (Совета Европы), консультативной фирмы EDUKARI (Великобритания), координатором которой является доцент кафедры социально-педагогической работы Гентского университета (Бельгия) Пер Ван дер Креефт.
     Главной отличительной особенностью этой программы может считаться то, что содержание и методы реализации программы не только предоставляют учащимся конкретные знания о зависимостях и их негативном воздействии на организм, но и формируют внутриличностные механизмы противостояния различным аддикциям.
     В 2008 году программа формирования жизненных навыков была применены с целью профилактики компьютерной зависимости. Результатами эксперимента явились следующие показатели. В контрольной группе количество учащихся с предрасположенностью к компьютерной зависимости увеличилось на 33%, в экспериментальной группе после реализации программы формирования жизненных навыков количество детей с предрасположенностью снизилось на 20 %. (Вилкоксон, T=0,013, при p≤0,05).
     В процессе эксперимента так же были изучены механизмы произошедших изменений. А именно, структура ценностей учащихся. В контрольной группе значимых изменений в структуре ценностей не произошло, а в экспериментальной группе достоверные различия коснулись таких ценностей, как «творчество», «уверенность в себе», «высокие запросы» и «ответственность». Особого внимания заслуживает позиция «творчество». То есть, если у одарённых детей растут возможности реализации творческого потенциала, то риск возникновения компьютерной зависимости снижается.
     Интересными кажутся результаты ещё одного эксперимента, основанного на программе формирования жизненных навыков, в котором изучалось изменение отношения учащихся старших классов к проблеме компьютерной зависимости.
После реализации программы достоверные изменения коснулись следующих позиций:
1. «Считаешь ли ты, что излишняя увлечённость Интернетом является проблемой современного общества?» (φ*= 1,91, при p≤0,05)
2. «Трудно ли излечиться от компьютерной зависимости?» (φ*= 2,29, при p≤0,05)
3. «Считаешь ли ты, что можешь внести весомый вклад в профилактику компьютерной зависимости?» (φ*= 1,96, при p≤0,05)
     Это может быть объяснено тем, что в процессе реализации программы формирования жизненных навыков все занятия предполагали выработку активной жизненной позиции, поэтому подростки экспериментальной группы не только осознали наличие в обществе проблемы компьютерной зависимости, но высказали готовность и поверили в возможность изменить ситуацию путем личного включения в профилактические мероприятия. 
     Таким образом, всё вышесказанное позволяет выделить ряд значимых моментов, которые необходимо учитывать при создания условий для самореализации одарённых детей.
1. Для поддержки одарённых детей необходимо создавать условия, дающие возможность их самореализации 
2. Предполагаемые мероприятия должны носить системный характер.
3. Особое внимание необходимо уделять рискам, снижающим эффективность реализуемых программ. К таким рискам у одарённых детей может быть отнесена компьютерная зависимость.
4. Таким образом, реализуемые программы должны способствовать творческой реализации одарённых детей и быть направлены на формирование жизненных навыков.

____________________________________________________________________________________________________________
A lot of attention is given to various aspects of a problem of endowments. The presented, talented people substantially define a level of development of a science, culture, manufacture and the country as a whole. The working process with the presented children shows, that talented children concern to a category "difficult" or demanding enhanced attention. Although complexities in dialogue concern not only surrounding, but also their selves. It is difficult to them to contact to contemporaries, teachers and parents. Such qualities as initiative and impulsiveness peculiar to the uncommon child, do not always answer expectations of its "normal" environment. 
     The urgency of the given problem is caused by the necessity of preservation, formation of a mental potential of a society and creation of comfortable and optimum conditions of development of the presented children. In this connection, there is a revealing and development problem of the presented children, creation of conditions for realization of their potential opportunities.  
     One of the ways to support the presented children is a creation of the alternative conditions for realization of their potential. The organization of intraschool, regional, city scientifically-practical conferences, competitions and various Olympiads. In «the Day time boarding school-84 » the model of work with the presented children is approved and realized. Regular and systematic work with the presented children is organized, alternative conditions of occurrence are created.
     It is possible to consider the increasing in quantity of the pupils who are taking part in scientifically-practical conferences and Olympiads and the increase in successfully acted children as result of the organized model. The majority of not chemical addictions - are socially approved. They are not so pernicious for health, but they conduct to degradation of the person and decomposition own "I" in psychological sense as well as chemical addictions. 
     The minuses of not chemical forms of addictions practically are not sounded, so statistical data of the researches is lead by us, has turned out the following: at diagnostics of 460 pupils from 9 till 16 years of schools of Samara for presence computer, SMS and TV-addictions was possible to establish the following.
1. The Total of pupils having the predisposition to computer addiction makes 78 %. It is necessary to note, that the individuals having high levels of enthusiasm by a computer, are in each of surveyed age categories. 
2. The Total of children predisposed to TV-addiction makes 49 %. Children of 11-12 years have the biggest risk of occurrence of this kind of addiction. The given fact is improbable at other pupils .
3. Predisposition to SMS-addiction is revealed at 48 % of pupils. The greatest share is necessary on pupils of 11 classes.
Thus, if in case of computer addiction there is a uniform distribution of predisposition on all investigated age in case of SMS and TV-addictions relative localization is observed. 
     Computer addiction exists in 2 basic forms - the Internet-addiction and addiction on computer games. One their factors of formation of the specified kind of addiction presence enough high I.Q. is. That is in «group of risk» the presented children especially get.
By spring, 2008 the research of personal features of the presented teenagers with predisposition to computer addiction has been carried out.
• The research of data allows to speak that there are statistically significant distinctions of personal features and computer addiction at the presented teenagers and the teenagers who have not shown high parameters in any kind of activity (size of criterion U=2.500 at р≤0,05). Hence, it is possible to speak about characteristic personal features of the presented teenagers with predisposition to computer addiction.
• For the presented children the raised vulnerability and sensitivity are characteristic, lack of emotional contacts to contemporaries, with members of family is observed. As at teenage age the dialogue with contemporaries becomes the leading activity . That in this case the real dialogue is replaced virtual. 
• Also the presented teenagers with computer addiction can overestimate the opportunities in a greater degree and overestimate themselves, in comparison with dependent teenagers from control group. 
• Alongside with it, the presence of an internal conflict ness of representations about itself and decrease in self-checking is observed at presented computer addictions .
• The Correlation analysis has shown, that there is an interrelation between a level of computer addiction and such personal features as a level of the internal control of behaviour in experimental group and conformity in control group. So for the presented teenagers the factor that advances the risk of formation of computer addiction will be the low level of self-checking of the emotions and behaviour (Spirman k = - 440 р≤0.05).
• For "ordinary" teenagers such risk factor is the high conformity level of behaviour when the person is ready to refuse the belief and principles for the sake of acceptance by other members of significant group for itself acts, shows normative behaviour for this group, the attitude and emotional reactions
     In connection with the received results, the question of the organization of effective preventive maintenance of computer addiction for all categories of pupils in general and for the presented children especially is actual. As an example of such universal program it is possible to name the preventive antinarcotic program of formation of the vital skills, being the result of cooperation of Group of Pompidou (Council of Europe), advisory firms EDUKARI (Great Britain) which coordinator is the senior lecturer of faculty of socially-pedagogical work of Gent university (Belgium) Pierre Van der Crift.
     The maintenance and methods of realization of the program not only give pupils the concrete knowledge of addictions and their negative influence on an organism but also form intrapersonal mechanisms of opposition various addictions can be considered as the main distinctive feature of this program.
     In 2008 the program of formation of vital skills was applied with the purpose of preventive maintenance of computer addiction. The results of experiment have following parameters.  
     The quantity of pupils with predisposition to computer addiction in control group has increased for 33 %, after realization of the program of formation of vital skills the quantity of children with predisposition has decreased on 20 % in experimental group . (T=0,013, при p≤0,05)
     During experiment the mechanisms of the occurred changes have been studied. Exactly, the structure of values of pupils. There are no significant changes in structure of values in control group, in experimental group authentic distinctions have concerned such values, as "creativity", « confidence of », « high inquiries » and "responsibility".      The special attention is deserved with a position "creativity". So, if the opportunities of realization of the presented children of creative potential grow then the risk of occurrence of computer addiction decreases also grows.
     One more experiment based on the program of formation of vital skills has interesting results, in which change of the attitude of pupils of the senior classes for a problem of computer addiction was studied.
      The authentic changes have concerned following positions after realization of the program :
1. « Do you Consider, that the excessive enthusiasm for the Internet is a problem of a modern society? »( φ*=1,91, p≤0,05)
2. « Is it difficult to recover from computer addiction? » (φ*=2,29, p≤0,05)
3. « Do you Consider, that you can bring the powerful contribution to the preventive maintenance of computer addiction? » (φ*= 1,96, p≤0,05).
     It can be explained to that all employment assumed development of an active vital position during realization of the program of formation of vital skills , therefore the teenagers of experimental group do not only have realized the presence in a society of a problem of computer addiction, but also have stated readiness and have believed in an opportunity to change a situation by personal inclusion in preventive actions. 
     Thus, all aforesaid allows to allocate a number of the significant moments which are necessary for considering at creation of conditions for self-realization of the presented children.
1. For support of the presented children it is necessary to create the conditions enabling their self-realization 
2. Prospective actions should have system character.
3. The Special attention is necessary for giving the risks reducing efficiency of realized programs. Computer addiction can be carried to such risks at the presented children.
4. Thus, realized programs should promote creative realization of the presented children and be directed on formation of vital skills.

Категория: Статьи членов ISPA | Добавил: dashka_magic (06.11.2013) | Автор: Матасова И.Л.,Шаталина М.А.,Горшков
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024