Школа
как социальный институт всегда порождала жаркие споры среди ученых
различных научных школ и направлений. И чаще предметом этих дискуссий
были противоречия между необходимостью стандартизации и унификации
образования (требование общества) и процессом гуманизации и
индивидуализации образовательной среды. Образование существенно влияло и
будет влиять на перспективы развития общества. В период экономических
преобразований и кардинальных изменений в политической сфере школа и ее
проблемы приобретают ведущее значение. Основными направлениями развития системы образования в г. Самаре на конец ХХ - начало XXI века являются: - формирование адаптивного образовательного пространства, в котором происходит становление и развитие личности; - формирование условий социализации личности в новых общественно-экономических условиях; - формирование системы управления реализацией концепции на основе единого информационного пространства. Таким образом, определяющим фактором в развитии системы образования г.
Самары будет преодоление противоречий между унификацией
образовательного процесса и необходимостью индивидуализации
образовательного пространства. Психологическая служба города
строится с учетом основных направлений развития системы образования.
Основная идея, которая реализуется в рамках концептуальной модели:
максимальная адаптация каждого ребенка в образовательной среде с учетом
его индивидуальных особенностей и оптимизация процесса его
функционирования в образовательном пространстве, т. е. необходимо
создать целостную систему формирования адаптивной личности. Для этого
необходимо решить следующие задачи: - изучить социальный фон
деятельности школ и уровень адаптации участников образовательного
процесса в едином образовательном пространстве города; - выявить социально значимые цели образовательного процесса на современном этапе; -
обеспечить психологическое сопровождение процесса адаптации и
развития ребенка в образовательной среде на основании анализа полученной
информации. Обеспечить успешность решения выше перечисленных задач
призвана структура психологической службы города в системе образования
(Служба). Организация Службы строится по принципу двойного подчинения: - административное (соответствующие муниципальные структуры системы образования); -
профессиональное (центры социо-психологических исследований различных
уровней, научно-исследовательские лаборатории, общества и клубы
психологов). Такой подход позволяет обеспечить применение
новейших академических знаний в практической деятельности с одной
стороны, и простраивать психологическую политику в системе образования
исходя из социального заказа образовательных учреждений, в рамках
общегородской концепции. Городская психологическая служба включат: 1)
лабораторию соцо-психологических исследований городского Центра развития
образования (ЦРО); 2) методиста-психолога ЦРО; 3) городской
психологический центр. Районная психологическая служба: 1)
районный психологический центр; 2)педагоги-психологи, логопеды,
дефектологи, социальные педагоги образовательных учреждений.
Административное управление строится на уровне вертикальных связей,
профессиональное - на уровне вертикальных и горизонтальных связей.
Административное управление призвано обеспечить анализ, планирование,
контроль, координацию и интеграцию деятельности всех звеньев Службы для
реализации поставленных задач, профессиональное - предполагает создание
единого информационного пространства, позволяющего наиболее эффективно
функционировать психологической службе. Таким образом, можно отметить
основную особенность городской психологической службы Самары - это
интеграция административного и профессионального управления в рамках
единой образовательной политики города.
___________________________________________________________________________________________________________________________
As a social institution school has always been a reason of many
discussions between the scientists of different streams and minds. Very
often it was that the essence of these discussions was the problem of
standartization and unification of education (that was a requirement of
society) and the process of humanization and individualization of the
educational sphere. Education has always influenced (and so it will
do) the perspectives of development of society. In the times of economic
changes and crucial changes in the political sphere the School and its
problems gain a great significance. The general directions of
development of Samara’s educational system at the present moment, the
end of the XX and the beginning of the XXI century are: — to form an adaptive educational sphere, where the foundation and growth of a person take place; — to form all the conditions to make a sociable person in the new socio-economical conditions; — to form a system that will administrate the realization of the concept based on a unified informational space.
In that way, the determining factor in the development of the
educational system in Samara city, will be negotiation of the
contradiction among the unification of the educational process and
necessity of the individualisation of the educational space.
Psychological service of the city is builted according to the main
directions of the educational system’s development. The main idea which
is realising according to the conceptuational model: maximal adaptation
of each child in the educational environment according to his individual
pecularities and optimisation of the process of his functioning in the
educational space, e. i. there is the necessity of the creation the
complete system of forming the adaptativ person. For that one has to solve the next problems: —
to learn the social background of the schools’ activities and the
level of adaptation of the participants of the educational process in
the complete educational space of the city; — to find out social important goals of the educational process on the modern stage; —
to supply with the psychological accompaniment the process of the
adaptation and development of the child in the educational environment
by virtue of the analyzing of the found information. Supplying the
succes of the solving all above-named tasks is the mission of the
structure of the psychological service of the city in the educational
system (Service). The structure of the Service is builtet under the
princip of the dual subjunction: — administrative (respective munici structures of the educational system); —
professional (social-pedagogical research centres of the different
levels, sciense-reseach laboratories, psychological societies and
clubs). On the one hand this approach let us to provide the use of
the newest academical knowledge in practical activity and to make
psychological politics in the educational system based on social order
of the educational organisations, according to the city’s conception.
Municipal psychological service includes: 1) social-psychological
reseach laborotory of the municipal center of the education development
(CED);2) methodist-psychologist of CED; 3) municipal psychological
center. District psychological service: 1) district
psychological center; 2) teacher- psychologist, speech therapist,
defectologist, social teachers of the educational institutions.
Administrative management is based on the vertical causation level,
professional - on the vertical and horizontal causations. Administrative
management is vocated to provide with analyse, planning, control,
coordination and integration of the all Service parts activities for the
realising the tasks, professional - the creation of the complete
information space, which will let to function the psychological
servicein the most effection way. So on the whole we can point the main
pecularity of the Samara psychological service - the integration of the
administrative and professional managment according to the city’s
complete educational politics.
|