Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 21:41
Приветствую Вас Гость | RSS
ISPA SAMARA
A SAMARA BRANCH OF INTERNATIONAL SCHOOL PSYCHOLOGY ASSOCIATION
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи членов ISPA

Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции
Стремительное распространение компьютерных технологий, повышение скорости обмена информацией, расширение возможностей за счет использование электронных систем не может не сказываться на развитии и формировании личности современного человека. Данные процессы привносят в нашу жизнь не только положительные эффекты, но и определенные негативные последствия, к которым можно отнести появление таких зависимых форм поведения, как гаджет-аддикция, компьютерная и Интернет-зависимость. Феномен Интернет-зависимости постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием сети и нуждается в подробном изучении.
     По определению Ц.П.Короленко, аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния [1; 8]. Происходит процесс, во время которого человек не только отказывается решать важные для себя проблемы, но и останавливается в своем личностном развитии.
     Результаты многочисленных исследований данного явления обусловили расширение первоначального подхода к определению аддиктивного поведения как поведения, сопровождающего химическую зависимость. Это позволило отнести к аддиктивным различные формы поведения, основывающиеся на зависимости от вещества, занятия или взаимодействия: аддикция к пище, азартным играм, покупкам, работе, игре, сексу и значительно расширило «популяцию» аддиктов.
     Интернет-зависимость - это широкий термин, обозначающий целый ряд проблем поведения и контроля над влечениями, которые проявляются в процессе использования электронной сети. Данная проблема впервые была обозначена за рубежом еще в конце 80-х. Такие известные исследователи Интернет-зависимости, как К.Янг и Д.Гринфилд, считали, что это явление основано на проявлениях эскапизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением) [1;.102].. Наряду с этим для Интернет-аддиктов характерен поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, особой ценностью для них является возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение.
     Основную сложность при анализе факторов, определяющих формирование зависимого поведения, является то, что первичные причины, спровоцировавшие обращение к тому или иному предмету, ставшему объектом зависимости, зачастую остаются не выявленными. Российский психиатр Бурова В.А. в своей статье «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» [2] предлагает в качестве факторов формирования привлекательности Интернета как объекта аддиктивного поведения рассматривать:
• возможность анонимных социальных интеракций,
• возможность реализации представлений, фантазий,
• возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового),
• неограниченный доступ к информации.
     Этот подход согласуется с моделью, разработанной в 1999 году К.Янг и получившей название ACE (Accessibility, Control, and Excitement). Данная модель позволяет объяснить, как доступность информации, персональный контроль, анонимность передаваемой информации и возбуждение обуславливают развитие Интернет-зависимости.
Представляет интерес подход Л.Хэттерер к изучению средовых и интерперсональных факторов аддиктивного поведения. Л.Хэттерер в процессе исследовании данного феномена ввел понятие «аддиктивного комплимента». Аддиктивный комплемент – это любое лицо, группа или среда, которые поддерживают аддиктивное поведение. Он выявил, что в некоторых случаях другой человек может стать для аддикта аддиктивным комплементом, т. е. провокатором [3]. Он не обязательно может иметь пристрастие к объекту зависимости, но, тем не менее, играет важную роль в аддиктивном процессе.
     Аддикты могут находить других зависимых людей, чья аддикция становится оправданием их собственного зависимого поведения. Это позволяет им снижать собственное эмоциональное напряжение. Аддиктивное вещество или поведение становятся катализаторами внутригрупповой привязанности и сплоченнсти. Когда аддикты находят подходящую субкультуру, они находят не только партнеров, поддерживающих их аддиктивный цикл, но и постоянный источник комплементов.
     Средства массовой информации могут способствовать приобщению к аддиктивному поведению, рекламируя аддиктивную практику как способ достижения успеха или совладания с болью, конфликтами, напряжением, стрессом.
     В качестве интраперсональных факторов, определяющих предрасположенность к формированию аддикиции, выступают личностные особенности аддиктов. Исследования показали, что такие качества, как лживость, манипулятивность, склонность винить во всем других, безответственность, преувеличение своих достоинств и т. д. могут провоцировать процесс зависимого поведения [4].
     Подрастающее поколение быстрее и креативнее осваивает новые технологии, воспринимая их как естественную часть культурного и информационного поля [5]. В настоящее время 37-38% аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [6]. Среди них значительную часть составляют студенты.
     Психологические и социальные факторы, оказывающие влияние на формирование зависимого поведения, социально-психологические особенности личности, типичные для Интернет-зависимых студентов, стали предметом исследования, которое проводилось на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования самарского филиала Московского городского педагогического университета (ГОУ ВПО СФ МГПУ) в период с 2006 по 2008 годы.
     Мы предположили, что существует взаимосвязь между социально-психологическими особенностями студентов, к которым относятся склонность к риску, потребность в афилиации, неприятие жестких ограничений, и уровнем развития Интернет-зависимости.
     Для получения эмпирических данных применялись следующие методы исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда, индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик, опросник аффилиации, тест на выявление Интернет-зависимости К.Янг, тест на выявление склонности к риску Шуберта, интервью, анкетный опрос. При обработке эмпирических данных использовались методы математической статистики (при расчете ранговой корелляции использовался критерий Спирмена). Объем выборки составили 252 человека (студенты 1-5 курс ГО ВПО СФ МГПУ).
     Проведенный корреляционный анализ полученных в ходе диагностики данных позволяет говорить о наличии статистически достоверных взаимосвязей параметров социально-психологической адаптации и индивидуально-типологических особенностей с уровнем Интернет-зависимости. Были выявлены статистически значимые связи Интернет-зависимости со следующими показателями социально-психологической адаптации.
     Общий показатель социально-психологической адаптации (r= -0,214, p=0,01). Взаимосвязь носит обратный характер, т.е. чем хуже человек умеет приспосабливаться к окружающей его действительности, чем ниже уровень социально-психологической адаптации, тем выше будет уровень Интернет-аддикции.
     Самопринятие (r= -0,193, p=0,01). Взаимосвязь с Интернет-зависимостью также носит обратный характер, чем меньше человек принимает себя, чем ниже уровень его эмоционального комфорта, тем выше будет уровень Интернет-зависимости. Неудовлетворенность собой в этом случае выступает не источником развития, а причиной ухода от активного взаимодействия с окружающими из-за опасения получить неодобрение с их стороны. Такой отказ провоцирует все более частое взаимодействие с таким объектом, который безоценочно воспринимает человека и не является угрозой для его самолюбия и самооценки. Таким объектом является компьютер, а активность взаимодействия и полноценное информационное насыщение обеспечивает включение в электронную сеть.
     Интернальность (r= 0,272, p=0,01), чем выше показатели интернальности, тем выше вероятность формирования Интернет-аддикции. При высоком уровне интернальности источник контроля собственного поведения является внутренним, а не внешним: с одной стороны, человек принимает на себя ответственность за то, что с ним происходит, с другой – внешняя среда не является для него стимулом к изменению поведения, то есть в меньшей степени детерминирует его жизнедеятельность, чем его внутренние установки и убеждения. Такой человек будет делать то, что он считает нужным. На первый взгляд прямая зависимость между уровнем интернальности и Интернет-аддикцией выглядит парадоксальной, однако, именно для интерналов характерна ориентация на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности, среди которых может быть и пребывание в сети.
     Эскапизм (r= 0,190, p=0,01), чем выше показатели эскапизма, тем выше уровень Интернет-аддикции. То есть формирование такой стратегии преодоления затруднений как избегание напрямую связано с риском развития аддиктивного поведения. Уход от решения актуальных проблем в виртуальное пространство, где к индивиду не предъявляются требования к уровню развития социальных навыков, к так называемой социальной умелости, становится комфортным и желательным. Появляется удобная альтернатива необходимости определенного психологического напряжения, активных социальных действий. Данная стратегия поведения при возникновении конфликтов, безусловно, бывает эффективна в определенных ситуациях, когда собственные возможности, социальный статус, уровень компетентность и т.п. значительно ниже, чем у противоположной стороны, и не позволяют в значительной мере удовлетворить потребности в процессе разрешения конфликта. Однако, когда подобная стратегия становится привычной формой реагирования, человек не только отказывается от реализации собственных интересов, но и затрудняет реализацию интересов других взаимодействующих с ним людей. Социальные связи распадаются, осложняя социально-психологическую адаптацию, и при негативной динамике возникает риск личностной деформации.
     Принятие других (r = -0,148, p=0,05), взаимосвязь с Интернет-зависимостью носит обратный характер, чем меньше человек принимает других, тем выше будет уровень Интернет-зависимости. Неприятие окружающих, в первую очередь, связано с проекцией собственных качеств, воспринимаемых как нежелательные, вытесняемых из поля сознания, на другого человека. Нетерпимость сказывается на коммуникативной гибкости, уровне конфликтности в общении с другими. Человека, который не нравится невозможно выключить как компьютер, или закрыть как сайт с неинтересной информацией.
     Эмоциональная комфортность (r = -0,153, p=0,05), взаимосвязь носит обратный характер, чем комфортнее в эмоциональном плане ощущает себя человек, тем ниже уровень Интернет-зависимости.
     Проведенный корреляционный анализ позволил выявить наличие взаимосвязи между Интернет-зависимостью и следующими индивидуально-типологическими особенностями личности, которые были определены с помощью Индивидуально-типологического опросника (Л.Н. Собчик).
     Лабильность (r = -0,534, p=0,01), чем выше показатели лабильности, тем ниже уровень Интернет-зависимости. При высоких значениях по этой шкале человек характеризуется выраженной изменчивостью настроений, мотивационной неустойчивостью, склонен проявлять черты демонстративности, то есть ориентирует свое поведение на привлечение внимания окружающих. Общение с компьютером не позволяет в полной мере реализовывать эту потребность. В определенной форме удовлетворить дефицитарность позволяет участие на сайтах знакомств. Однако в этих условиях эмоциональная реакция собеседников не гарантирована и отсрочена во времени.
     Ригидность (r=0,245, p=0,01), чем выше ригидность, тем выше уровень Интернет-зависимости. Ригидность – противопоставляемое лабильности свойство, человек с высокими показателями по этой шкале характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. При непосредственном общении эти качества могут раздражать окружающих, они скорее являются психологической основой стремления к уединению, взаимодействию с таким объектом, который предсказуем, требует стандартных процедур обращения и предполагает наличие определенной настойчивости и любви к точности. Всем этим требованиям удовлетворяет компьютер.
     Сензитивность (r= -0,200, p=0,01), чем ниже показатели сензитивности, тем выше уровень Интернет-зависимости. Люди с высоким уровнем сензитивности обладают повышенной чувствительностью, конформностью, и демонстрируют черты зависимости от социального окружения. Вероятно, люди с высоким уровнем Интернет-зависмости в меньшей степени ориентируются на мнения и интересы окружающих их людей, групповая принадлежность не является для них значимой ценностью, они соблюдают только те групповые нормы, которые соответствуют их собственным интересам. В этом смысле виртуальная реальность является оптимальным пространством: как только пребывание в какой-либо группе (Интернет-сообществе) начинает тяготить аддикта, он переходит в другую.
     Агрессивность (r=0,182, p=0,01), чем выше показатели агрессивности, тем выше уровень Интернет-зависимости. При высоких значения по этой шкале у человека отмечается эгоцентризм, склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных действий и высказываний. Существование в сети позволяет проявлять эти качества с одной стороны без риска социального порицания или санкций, с другой стороны делает эти качества желательными в контексте определенных сетевых игр.
     Тревога (r= 0,156, p=0,05), чем выше показатели тревожности, тем выше уровень Интернет-зависимости. При умеренных показателях шкала выявляет лишь осторожность в принятии решений, социальную созвучность среде, при высоких показателях – выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам.
     Математико-статистическая обработка результатов диагностики потребности в аффилиации позволила также выявить наличие обратной зависимости между уровнем Интернет-аддикции и мотивом стремления к людям (r= -0,470, p=0,01) и прямой зависимости между уровнем Интернет-аддикции и страхом быть отвергнутым (r=0,561, p=0,01). Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым» стимулирует активный поиск контактов и общение с людьми, при этом человек испытывая от этого в основном только положительные эмоции. В этом случае непосредственной взаимодействие с окружающими людьми является источником эмоционального комфорта, удовлетворения, самореализации. И наоборот, высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» заставляет активно избегать контактов с людьми и обращаться к виртуальному миру, где он чувствует себя более безопасно и свободно.
     Таким образом, анализ результатов исследования позволяет выявить наиболее значимые социально-психологические особенности Интернет-зависимых студентов. Для них характерны сниженный уровень социально-психологической адаптации и эмоциональной комфортности, высокая тревожность, неприятие себя и других людей, повышенная интернальность, обуславливающая автономность и ориентацию на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности. Доминирующей стратегией совладания с жизненными трудностями будет являться эскапизм, уход от решения актуальных проблем. С высоким уровнем инернет-зависимости будет сочетаться низкая лабильность и повышенная ригидность, инертность установок, настойчивость, склонность к педантизму. Такие люди в меньшей степени ориентируются на мнения и интересы окружающих, эгоцентричны, склонны к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам других людей. Их мотивацию отличает сочетание высокого уровня развития мотива «страх быть отвергнутым» с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» что заставляет активно избегать межличностных контактов. Все эти особенности обуславливают причины обращения к виртуальной реальности как к компенсирующему коммуникативному пространству и способствуют развитию Интернет-зависимости.

Литература

1. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости.- СПб.:Речь,2007.
2. Бурова В.А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» Электронный ресурс http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
3. Электронный ресурс http://sexualdysfunction.ru/sh.htm.
4. Young, Kimberly. Cyber-Disorders: The Mental Health Concern for the New Millennium. 107 th APA convention , 1999, University of Pittsburgh.
5. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения у подростков. // Материалы конгресса по детской психиатрии. Москва, 2001.
6. Электронный ресурс. www. Monitoring.ru.

____________________________________________________________________________________________________________

In article author analyzes the problems with studying the Internet-dependence, factors and features of formation addiction behavior are considered. Socially-psychological features the Internet- dependent persons as intrapersonal factors of developmentaddiction are described.Keywords: dependence, addiction, addiction behaviour, the Internet-dependence.

About author

     The senior teacher of faculty of the general and social psychology of Samara branch of the state educational establishment of higher professional education Moscow city pedagogical university (Samara)

Категория: Статьи членов ISPA | Добавил: dashka_magic (06.11.2013) | Автор: Шаталина М.А.
Просмотров: 794 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024