Любой учитель в своей работе сталкивается с проблемой «трудных » учеников. Психологи их называют детьми из «группы риска». К данной категории относятся, как правило, ребята с трудностями в обучении и поведении, которые не вписываются в общепринятые школьные стандарты. Но есть еще одна группа школьников, которых можно назвать «проблемными» - это одаренные дети. Сегодня как зарубежные, так и отечественные ученые относят одаренных учащихся к латентным, скрытым жертвам социализации. Они объясняют этот факт тем, что условия социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной от природы одаренности. Подобной точки зрения придерживаются педагоги и психологи, разрабатывающие специальные программы для одаренных детей. За подобные программы голосует все больше и больше специалистов, однако, часто реализация этих программ останавливается на этапе декларации об их необходимости. С чем это связано? На наш взгляд, в работе с одаренными детьми есть ряд серьезных трудностей, возникающих при реализации вышеуказанных программ. Во-первых, это личностные особенности одаренных учащихся, на которых хотелось бы остановиться поподробнее. Опережающее развитие и нетрадиционный взгляд на мир. С одной стороны такой ребенок вызывает положительные эмоции у педагогов: умен, готов дать ответ на самый трудный вопрос, но с другой стороны часто своей неординарностью, нестандартностью ответов такие дети ставят в тупик взрослых. Если учитель – человек уверенный в себе, своем профессионализме, он воспримет «неординарность» способного ученика с радостью, а если самооценка педагога далека от идеала… Еще одной из часто встречающихся личностных черт, присущих способным, талантливым детям, является нежелание подчиняться общим требованиям, выполнять домашние задания по правилам, изучать материал в определенном, заданном для всех ритме. Чем же это чревато на практике? Мы часто сталкиваемся с пропагандой индивидуального, личностно-ориентированного подхода в педагогике, но на практике «белые вороны» в классе – это раздражающий стимул для учителя, вызывающий у него стресс и как следствие – желание свести к минимуму «нестандартность» ученика, сделать его таким «как все», ради его же блага. Отказ от кумиров и авторитетов затрудняет процесс обучения, но помогает сформировать у одаренного ребенка свой собственный стиль познания, который и позволяет увидеть предмет или явление по-новому, т.е. совершить в будущем открытие. На ранних стадиях обучения для таких детей характерна «разбросанность интересов», желание узнать все и обо всем. Их мозг требует постоянной информационной подпитки, но на практике это приводит к поверхностности знаний, что тоже не может вызвать одобрение со стороны педагогов. Нестабильность интересов может сохраниться и в старших классах, ребенок часто не знает, кем хочет стать, т.к. ему интересны не конкретные профессии, а процесс познания нового. Все вышеперечисленные особенности личности одаренных учащихся приводят в конечном итоге к проблемам в межличностных коммуникациях, как со сверстниками, так и с педагогами. Талантливые дети часто выглядят в общении эгоцентричными, нетерпимыми стремящимися лидировать. Не меньшие сложности при реализации программ для одаренных детей вызывает сама образовательная система, которая в том, или ином варианте предполагает выполнение определенных стандартов всеми участниками образовательного процесса. Педагог ДОЛЖЕН научить определенному минимуму знаний ВСЕХ – такую задачу в реальности перед ним ставят ежедневно, а решение проблемы «нестандартных детей» - это задача для самостоятельной работы. Я не стремилась сгустить краски, описывая часто встречающиеся проблемы в работе с одаренными учащимися. К подобным выводам я пришла, наблюдая за «умниками» и «умницами» в течение десяти лет, когда работала педагогом-психологом в школе «Дневной пансион» г. Самары. Организуя психологическое сопровождение одаренных учащихся, я с моими коллегами психологами постаралась найти компромисс между школьными стандартами и неординарностью талантливых детей. Поиск такого компромисса привел нас к организации научно-исследовательской деятельности ребят, начиная с первого класса. Впервые подобный подход был описан американскими психологами в середине 70-х годов XX в., они назвали его «методом открытий». Основу метода открытий составляет стимулирование исследовательской деятельности учащихся, это позволяет: • повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс; • стимулировать интеллектуальные усилия ребенка; • повысить уверенность одаренного учащегося в своих силах и способностях; • способствовать поддержке независимости взглядов. Мне хотелось бы добавить, что исследовательская деятельность помогает реализовать, без ущерба для окружающих и учебного процесса в целом, те особенности развития одаренных учащихся, которые способствуют формированию оригинальности и самостоятельности мышления, устойчивости интересов в какой-либо научной области и в конечном итоге достижению высокой результативности в конкретной деятельности. Таким образом, организация исследовательской деятельности помогает одаренным учащимся найти свою «нишу» в рамках образовательных стандартов. Помимо этого исследовательская деятельность предполагает формирование ученических коллективов «по интересам». Ребята начинают общаться с детьми, которые имеют «равные способности», благодаря этому сглаживается эгоцентризм, формируются коммуникативные навыки. На сегодняшний день умение работать в команде для одаренных учащихся не менее важная личностная характеристика, чем высокие интеллектуальные способности, т.к. современная наука предполагает разработку и реализацию тех или иных идей в рамках крупных научных лабораторий и институтов. Вышеописанный подход родился не как результат анализа научной литературы по проблеме одаренных учащихся, а был подсказан самой практикой. Наблюдая за работой школьных психологов (проведение опросов, анкетирование) некоторые ребята решили попробовать себя в данном виде деятельности и принесли на суд специалистов свои анкеты и опросники, на основе которых они уже провели самостоятельные исследования. Темы исследований звучали примерно так: «Отношение к школьному радио», «Какие фильмы смотрят ребята 5-х классов?», «Приоритетные блюда в меню школьной столовой». Так в школе родился социологический кружок, а затем психологический. Руководителями стали молодые специалисты, которые параллельно с работой в школе в качестве педагогов-психологов преподают в различных вузах города. Привлечение к руководству исследовательской деятельностью преподавателей высшей школы позволило обучить детей грамотной организации исследований, преподать азы пропедевтики научного исследования. Через полгода юные ученые захотели поделиться своими результатами с одноклассниками, и педагогический совет школы (после долгой и бурной дискуссии) принял решение о проведении первой научно-творческой конференции учащихся с 1 по 7 класс – «Первые шаги в науку». Хочется сделать пояснение, почему с 1 по 7 класс, дело в том, что в Самаре уже 30 лет существуют ежегодные научные конференции для учащихся, но самыми младшими учениками могут стать лишь восьмиклассники. Пример школы «Дневной пансион» позволил сломать стереотипы педагогического мышления о том, что «юным исследователем» можно стать, перешагнув рубеж восьмого класса. После краткого экскурса в историю возникновения конференции «Первые шаги в науку» хотелось бы подробнее познакомить с системой психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся, которая сформировалась на основе метода открытий. Данная система содержит следующие основные блоки: I. Диагностический блок 1. Педагогическая диагностика (выявление индивидуальных интересов и склонностей учащихся в том или ином виде деятельности). 2. Психологическая диагностика (определение уровня развития общих и специальных способностей, самооценки, особенностей учебной мотивации). II. Образовательный блок 1. Индивидуализация учебного процесса на основании результатов психолого-педагогической диагностики с целью оптимизации процесса обучения. 2. Организация олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов с целью актуализации значимости для учащихся их способностей. 3. Организация научно-творческих лабораторий, кружков, факультативов для создания системы наставничества педагогов школ и вузов по отношению к одаренным детям с целью формирования у данной категории учащихся адекватной самооценки своих способностей. 4. Организация научно-творческих конференций учащихся с целью актуализации уровня достижений у детей, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития и различными видами одаренности, т.е. формирование у них адекватной самооценки и положительной Я-концепции. III. Психопрофилактический блок. • Проведение семинаров, "круглых столов” для воспитателей, педагогов, родителей по вопросам особенностей обучения и воспитания одаренных учащихся с целью формирования адекватного подхода к данной категории детей. • Контроль за уровнем учебных нагрузок с целью профилактики психологической и соматической перегрузки учащихся. • Определение уровня сформированности классных и творческих коллективов, определение «делового» и «эмоционального» статусов учащихся. • Профориентационная работа, направленная на профессиональное самоопределение учащихся с учетом их устойчивых интересов, способностей и успешности в определенной деятельности. IV. Коррекционный блок. 1. Индивидуальное психологическое консультирование педагогов и родителей с целью выработки адекватного подхода в обучении и воспитании одаренных учащихся, имеющих проблемы адаптации в данном образовательном учреждении. 2. Опосредованная психологическая коррекция. Привлечение детей к различным формам внеучебной деятельности (школьные СМИ, школьное самоуправление, литературный театр и т.п.) с целью актуализации их успехов и повышения статуса в детском коллективе. Отдельно хотелось бы остановиться на организации и проведении конференции «Первые шаги в науку». Конференция проводится ежегодно в первое воскресенье четвертой четверти (в апреле месяце). Эта традиция сложилась на протяжении пяти лет. Дети отдохнули после самой долгой четверти в учебном году, в весенние каникулы доработали со своими научными руководителями последние штрихи в докладах. Сама же подготовка начинается с началом учебного года. Учителя, которых интересует работа с одаренными учащимися, в индивидуальном порядке и на семинарах получают консультации педагогов-исследователей, психологов по проблемам работы с одаренными детьми. Далее в каждой школе, в рамках тех или иных структур (факультативы, «Малая Академия», школьные научные общества и т.п.) начинается обсуждение тем будущих исследований и организация самих исследований. Очень важным моментом при выборе темы является МАКСИМАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ педагога, отдавая инициативу ученикам. Самые невероятные проблемы не должны пугать учителя. Хочется предостеречь от желания вписать ту или иную работу в рамки конкретного предмета. Чем больше «межпредметных» тем, тем они интереснее. Конечно, руководить такой работой сложно и она может потребовать консультации коллег, но конечный результат оправдает все ваши усилия. При организации самой исследовательской деятельности ребенку, безусловно, потребуется помощь взрослого, а для учащихся начальной школы и помощь родителей. Но необходимо работать ВМЕСТЕ с ребенком, не ВМЕСТО ребенка, навязывая ему линию поведения и ведя к уже запланированному результату. Что же могут изучать младшие школьники? Одна юная исследовательница представила на секцию математики логическую игру, которую придумала, другая на секцию биологии – «цветочные часы» (определение времени при помощи растений). Безусловно, «новое слово в науке» подобные работы не скажут, но для самого ребенка это исследование – ОТКРЫТИЕ, а это самое главное. Один второклассник представил в секцию «психология» результаты исследования памяти одноклассников, ему стало интересно почему у одних учеников получается учить стихи лучше и быстрее, а у других – нет. Собственно из детских «ПОЧЕМУ?» и рождаются темы и содержание научных исследований. Роль взрослого очень непростая: ПОМОГАТЬ, но не подталкивать, НАПРАВЛЯТЬ, но не подсказывать, а самое главное не превращать результат работы ребенка в предмет педагогического и родительского тщеславия. Завершается работа, как правило, в декабре-январе, но она может быть и результатом двух и трехлетней научно-исследовательской деятельности. Затем она выносится на суд школьного жюри, т.е. проходит школьный этап конференции, затем районный и городской. Ввести этапность нас заставила та реальность, которая сложилась за пять лет проведения конференции. Число участников возросло, и всех желающих в рамках городского этапа выслушать, а это обязательное условие, не получается. На городской уровень представляют наиболее интересные работы, которые оценивает жюри, представленное преподавателями высшей школы. Благодаря этому юные таланты уже на самых ранних этапах имеют возможность получить квалифицированные консультации и помощь уже сложившихся ученых. Я могу привести примеры такого плодотворного знакомства, когда подросшие «юные исследователи» посещали по приглашению педагогов высшей школы факультативы в вузах города еще до поступления в университеты и институты, публиковали совместно с руководителями первые научные статьи. Сейчас эти ребята уже студенты первых курсов университета. Хотелось бы, чтобы их судьба сложилась столь же успешно, как и их «научное детство». При организации «детской» научно-творческой конференции спорным моментом было и остается оценивание работ по категориям: диплом I степени, диплом II степени и т.п. Веские доводы, как правило, приводят как сторонники оценок, так и их противник. Я думаю, что «оценка» - это инструмент, а как им можно распорядится, зависит от конкретных педагогов. При оценивании работ мы стараемся отметить любые достоинства представленного исследования юного ученого от умения рассказать и доказать свою точку зрения, до оригинальности идеи и подачи самого материала. Если в работе секции участвуют 10 – 12 докладчиков, то дипломы в той или иной номинации получают практически все. Создание определенных условий для реализации творческого потенциала одаренных учащихся не предполагает «тепличных условий». У ребенка должна сформироваться способность воспринимать адекватно свою некомпетентность в чем-либо как повод научиться чему-нибудь, а не как признак неминуемой неудачи. Для одаренных учащихся одним из важных личностных качеств должно быть умение справляться с возникшими трудностями. Актуализация значимости интеллектуальных способностей, создание здоровой конкуренции при безусловном принятии ребенка позволяет, в конечном итоге, сформировать положительное самовосприятие, адекватную самооценку у одаренных учащихся как залог их будущей успешности. ___________________________________________________________________________________________________________ In
the course of work, any teacher is to encounter the problem of
"difficult children”; same phenomenon is named by psychologists
"children of the "risk group”. As a rule, this category includes
children with learning difficulties and with behavior deviances that
don’t comply with the general school standards. However, there is one
more group of "difficult” children: the gifted ones. Home and foreign
scientists tend to refer gifted children to latent victims of
socialization, for its conditions, even if fairly good, turn out to be
insufficient for the natural gift to develop and implement.
Teachers and psychologists developing special programs for the gifted
children take the same viewpoint. More and more specialists advocate for
such programs but their implementation often stops at the point of
declaration of their necessity. Why? We think that work
with gifted children conceals many difficulties that come out at the
stage of implementation of the special programs. Firstly, it concerns
personalities of the gifted children—a topic worth a more detailed talk.
Quick development and non-traditional view of the world. On the one
hand, the child will evoke positive attitude from the teachers with
his/her wit, ability to answer the most difficult questions, yet on the
other hand, their answers being far from standard and ordinary can lead
the adult to a dead end. If the teacher is confident of himself he will
gladly accept the non-ordinary child. But what if the teacher’s
self-esteem is far from being ideal? One more feature
characteristic of gifted, talented children is reluctance to comply with
the general requirements, do their homework according to the set rules
and study the material keeping the tempo set for everybody. What results
can it yield in practice? It is quite often that we encounter
propaganda of individual and personalized approach in teaching, but in
reality the "odd persons” in class can be a disrupting factor for the
teacher and cause stress on his part. It is most likely, therefore, that
there will appear a wish to minimize the "non-standard” features of the
student and equal him/her with "all the rest”, for his/her sake.
Refusal from authorities makes the studying process a little more
difficult. At the same time it helps the gifted child discover his/her
own style of cognition which, in its turn will allow him/her see an
object or a phenomenon in a different light—make a discovery in the
future. On the early stages of studying, "diversity of interests” and
the wish to know "everything about everything” are characteristic of
such children. Their brain requires uninterrupted informational feed,
yet in practice it can lead to the knowledge being shallow. Quite
naturally, it can cause a negative reaction on part of the teacher. Even
the high school students can experience the same ‘instability of
interests’: they don’t know what they want to be—they are interested not
in certain professions but rather in the process of ‘getting to know
the new’. The mentioned peculiar features of the gifted students often
lead to problems on the level of interpersonal communication with both
teachers and peers. In the course of communication talented children may
often seem egocentric, non-tolerant and craving for leadership.
Another source for difficulties is the educational system itself.
This way or the other, it presupposes that all participants of the
education process comply with certain standards. The teacher has to give
a certain minimum of knowledge to everyone: in reality, this is his/her
everyday requirement, whereas the problem of ‘non-standard’ children is
the individual task. Speaking about the frequent problems of the
gifted children, I am not trying to paint it all too black. These are
the conclusions I have come to in the course of 10 years of my work as a
psychologist at "Day-Time Boarding School” (Samara). While organizing
psychological support of the gifted children, me and my colleagues
endeavoured to try and compromise between the school standards and the
peculiarities of the talented children. The search for this compromise
finally led us to organization of scientific and research activities by
students starting from primary schools. This approach was first
described by American psychologists in the mid-70s and called the
‘method of discoveries’. It is based on the stimulation of students’
research, which leads to — increase of the child’s involvement into the process of study; — stimulation of the child’s intellectual efforts; — increases the talented child’s confidence of his/her abilities and capabilities; — supports independence of his/her outlook.
I should like to add that research allows to implement those
peculiarities of development of gifted children that assist formation of
the original and independent thinking, stability of interests in a
certain field of knowledge and finally leads to high results in a
certain activity (and does no harm to the education process and social
context). Organization of research helps the talented children find
their place within the educational standards. Besides, it helps students
come together in groups of common interest. Children begin to
communicate with peers who have the same ‘abilities’, which leads to
decrease of ego-centrism and formation of communicative skills. At the
present moment, the ability to work in a team for the talented children
is a feature not less important than the high intellectual abilities:
modern science develops and implements various ideas within large
scientific laboratories and recearch institutes. This
approach appeared not as a result of analysis of scientific literature
on problems of gifted children, but was rather cued by the work proper.
Looking at the work of school psychologists (surveys, quastionnaires,
etc) some children decidede to try their hand at this sort of activity.
They came up with their questionnaires which they used to conduct their
own research with the topics like "Attitude to the school radio”, "What
movies do the 5-graders watch?”, "Best dishes at the school canteen”.
This is how the sociology club (and later, psychology as well) appeared
at the school. The sessions were led by young specialists who teach at
the city universities apart from their work at the school. The fact that
the university teachers became involved let the children study the
basics of real quality scientific research organization and
implementation. In just 6 months, the young scientists wanted to share
their experiences with the peers. After a long discussion the school
teachers’ council made a decision to organize the 1st scientific and
cretive conference "First Steps to Science” for students of 1st to 7th
grades. I’s like to explain why it was for 1-7-graders: for 30 years
annual scientific conferences have been held in Samara, yet the youngest
that the particiants could be was the 8th grade. The "Day-time Boarding
School” example was to break the pedagogical stereotype that a young
researcher has to be an 8th-grader. After a little bit of
history of the "First Steps to Science” I’d like to dwell on the system
of pshychological and pedagogical support to the gofted children based
on the method of discoveries. The system comprises the following components: I. Diagnostic component: 1. Pedagogical diagnostics (identification of the studebnts’ individual aptitudes and bents in this or that type of activity). 2.
Psychological diagnostics (identification of the level of development
of general and specific abilities, self-esteem and specifics of learning
orientation). II. Educational component: 1. Personalization of
the teaching process to ensure its optimization (based on the results of
pedagogical/psychological diagnostics). 2. Organization of various contests and intellectual competitions to make students understand the importance of their abilities. 3.
Organization of scientific/creative laboratories, circles and
facultative classes to promote mentoring by school/university teachers
towards gifted children to facilitate formation of the students’
adequate self-esteem of their abilities. 4. Organization of
scientific/creative conferences to ensure the students with high levels
of intellectual development and various talents understand the level of
their achievements, i.e. influence formation of adequate self-esteem and
positive I-concept on their part. III. Psychoprophilactic component: 1.
Seminars and round table meetings for tutors, teachers and parents on
specifics of teaching and upbringing of gifted children to promote
development of an adequate approach towards this category of children. 2. Control over the level of educational load to prevent the students’ psychological and somatic overload. 3.
Identification of the level of organization of class and creative
collectives and of the students’ ‘business-like’ and ‘emotional’ status. 4.
Vocational training aimed at professional orientation of the students
with regard to their sustainable interests, aptitudes and success in
certain activities. IV. Correction component: 1. Individual
psychological counseling for teachers and parents to ensure development
of an adequate approach in the education and upbringing of the gifted
children experiencing difficulties in the adaptation in the given
educational entity. 2. Indirect psychological correction. Children
get involved in extracurricular activities (school mass media, school
local government, theatre, etc.) and become aware of their successes and
the way their status raises in the collective. I would
like to focus on organization and implementation of the conference
"First Steps to Science”. It is held annually on the 1st Sunday of the
4th term (in April), and this tradition is already 5 years old. The
children have had some rest from the longest term of the academic year,
and during the spring holidays they have had the time to add the
finishing touches to their work with their tutors. The preparation for
the conference starts in the beginning of the academic year. The
teachers interested in the work with the gifted students receive advice
from psychologists and teachers conducting researches on the specifics
of work with the gifted children (individually and on special seminars).
The next stage is discussion of the future research topics and
organization of the students’ work in every participating school on the
level of various internal structures (facultative classes, "Lesser
Academies”, school scientific societies, etc.). The important point here
on the stage of selection of the topics is the maximum passivity on
part of the teacher while the students are given the initiative. The
teacher should not be afraid of the most incredible problems. The
teacher should try and refuse from adjusting this or that work to fit
within the boundaries of a certain school sublect. The more
cross-subject works there are, the more interesting they are! It is
undoubtedly not easy to lead this kind of work, it may require
additional advice from colleagues but the final result will reward these
efforts. In course of organization of the research the student will
need help from the teacher (primary school students will probably
require the parents’ support). However, it is necessary to work together
with the student, not instead of him/her by inducing the student to
accept certain behaviour or by leading him/her to a planned result.
What surveys can primary school students conduct? One of the
young researchers presented a logical puzzle she had invented
(Mathematics section), another girl made a presentation of the "flower
clock” (telling the time by different flowers) on the Biology section.
It is obvious that these works are not the new word in the science, yet
they are a research for the child—his/her personal discovery. One
second-grade student made a report on teh Psychology section on his
survey of the memory of his peers (he got interested why some students
easily learn poems by heart and the others don’t). Out of the ‘why’s’
the children ask there appear topics and contents of the researches. The
role of the adult here is very difficult: it is to help, but not to
cue, to direct but not to hint, and, most important—never turn the
result of the child’s work into an object of pedagogical and/or parental
vanity. The work is finished, as a rule, in December or
January. In some cases it can be, however, a result of 2 or 3 years of
research activities. The work is then analysed by the school jury, i.e.
the school level of the conference takes place, then come the district
and city levels. It became necessary to introduce the various levels of
the conference due to the practice developed in the course of the 5
years of its existence. The quantity of participants has grown, and it
became impossible to listen to all reports on the city level (this,
however, is an indispensable condition). Therefore, on the city level
the most interesting works are presented and assessed by the jury
consisting of university teachers. Due to this fact, the young
scientists have the opportunity to receive advice and support from
specialists. I have many examples of such fruitful communication when
the young researchers received invitations from university teachers to
attend lectures and facultative classes before entering the university,
or when they published their first scientific works with their
university tutors. Today, those pupils are freshmen at the universities.
We wish their lives would be as successful as their ‘scientific
childhood’. In course of organization of the ‘children’s’
scientific/creative conference differentiated assesment of the works
(diplomas of various degrees, etc.) has always been a disputable
question. Serious arguments are given both pro et contra such
assessment. I suppose that ‘assessment’ is just a tool, and the way to
use it is up to the certain teachers. While giving a mark to the works
we always try to appreciate all the positive points of the presented
research from the ability of young scientists to present and give
arguments to their viewpoints to the originality of teh idea and the way
it was presented. If 10 to 12 people present their works, almost all of
them receive diplomas in different nominations. Creation
of certain conditions for the gifted students’ creative potential to
implement does not mean creation of the greenhouse conditions. The child
has to develop the skill to adequately realize his/her incompetence in
something as a reason to study—not as a mark of inevitable failure. One
of the most important personal qualities for gifted children is the
ability to cope with the upcoming difficulties. When the children
understand the importance of their intellectual qualities, when they
fully accept the conditions of healthy competition it is always possible
to form positive self-perception and adequate self-esteem on part of
the gifted students—the ground for their future success.
|