Различным
аспектам проблемы одаренности уделяется немало внимания. Именно
одаренные, талантливые люди в значительной степени определяют уровень
развития науки, культуры, производства и страны в целом. Процесс работы
с одаренными детьми показывает, что талантливые дети относятся к
категории «трудных» или требующих повышенного внимания. Причем сложности
в общении касаются не только окружающих, но и самих детей. Им трудно
контактировать со сверстниками, учителями и родителями. Такие качества
как инициативность, импульсивность, свойственные незаурядному ребенку,
не всегда отвечают ожиданиям его «нормального» окружения.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью сохранения и
формирования интеллектуального потенциала общества, а так же создание
комфортных и оптимальных условий развития одаренных детей. В связи с
этим, перед педагогами и психологами стоит задача выявление и развитие
одаренных детей, создание условий для реализации их потенциальных
возможностей. Одним из способов поддержки одаренных детей – это
создание альтернативных, условий для реализации их потенциала.
Организация внутришкольных, районных, городских научно-практических
конференций, конкурсов и различных олимпиад. В «Дневном пансионе-84»
апробирована и реализована модель работы с одаренными детьми.
Организована систематическая и планомерная работа с одаренными детьми,
созданы альтернативные условия появления себя. Результатом
организованной модели можно считать увеличение количества учеников,
принимающих участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, а
так же увеличение успешно выступивших детей. Предлагаемая модель даёт
гораздо больше возможностей для реализации одарённых детей. Тем не менее
существуют и риски самореализации, зачастую, грозящие более серьёзными
личностными проблемами. К таким рискам относятся, например, всевозможные
зависимости: компьютерная, SMS, TV, игровая зависимости и т.д.
Большинство нехимических зависимостей – социально одобряемы. Они не так
губительны для здоровья, но в психологическом смысле, так же как и
химические зависимости, ведут к деградации личности и разложению
собственного «Я». Поскольку минусы нехимических форм
зависимостей практически не озвучиваются, то статистические данные
проведённых нами исследований, получились следующими: при диагностике
460 учащихся от 9 до 16 лет школ г. Самары на предмет наличия
компьютерной, SMS и TV-зависимостей удалось установить следующее. 1.
Общее количество учащихся c предрасположенностью к компьютерной
зависимости составляет 78%. Стоит отметить, что индивиды, имеющие
высокие уровни увлечённости компьютером, находятся в каждой из
обследуемых возрастных категорий. 2. Общее количество детей,
предрасположенных к TV-зависимости составляет 49%. Наибольшему риску
возникновения этого вида зависимости подвержены дети 11-12 лет. У
остальных учащихся данный факт является маловероятным. 3. Предрасположенность к SMS-зависимости выявлена у 48% учащихся. Наибольшая доля приходится на учащихся 11-х классов.
Таким образом, если в случае компьютерной зависимости существует
равномерное распределение предрасположенности по всем исследуемым
возрастам, то в случае SMS и TV-зависимостей наблюдается относительная
локализация. Одним их факторов формирования указанного вида
зависимости является наличие достаточно высокого уровня интеллекта. То
есть в «группу риска» как раз и попадают одарённые дети. Компьютерная
зависимость существует в 2 основных формах – Интернет-зависимость и
зависимость от компьютерных игр. Весной 2008 года было проведено
исследование личностных особенностей одарённых подростков с
предрасположенностью к компьютерной зависимости. • Изучение данных
позволяет говорить о том, что существуют статистически значимые
различия личностных особенностей и компьютерной зависимости у одаренных
подростков и подростков, не продемонстрировавших высоких показателей в
каком-либо виде деятельности (величина критерия Манна-Уитни U=2.500 при
р ≤0,05). Следовательно, можно говорить о характерных личностных
особенностях одаренных подростков с предрасположенностью к компьютерной
зависимости. • Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и
чувствительность, наблюдается недостаток эмоциональных контактов со
сверстниками, с членами семьи. Так как ведущей деятельностью в
подростковом возрасте становиться общение со сверстниками. То в этом
случае общение реальное у них заменяется виртуальным. • Также
одаренным подросткам с компьютерной зависимостью свойственно в большей
степени завышать свои возможности и переоценивать себя, по сравнению с
зависимыми подростками из контрольной группы. • Наряду с этим, у
одаренных компьютерных аддиктов наблюдается наличие внутренней
конфликтности представлений о себе и снижение самоконтроля. •
Корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между уровнем
компьютерной зависимости и такими личностными особенностями как уровень
внутреннего контроля поведения в экспериментальной группе и
конформность в контрольной группе. То есть, для одаренных подростков
фактором повышающим риск формирования компьютерной зависимости будет
низкий уровень самоконтроля своих эмоций и поведения (Спирмен k = - 440
р ≤ 0.05 ).. • А для «обыкновенных» подростков таким фактором
риска выступает высокий уровень конформности поведения, когда человек
готов отказаться от своих убеждений и принципов ради принятия другими
членами значимой для себя группы, демонстрирует нормативное для этой
группы поведение, отношение и эмоциональные реакции В связи с
полученными результатами, актуальным является вопрос организации
эффективной профилактики компьютерной зависимости для всех категорий
учащихся в общем и для одарённых детей особенно. В качестве примера
такой универсальной программы можно назвать профилактическую
антинаркотическую программу формирования жизненных навыков, являющуюся
результатом сотрудничества Группы Помпиду (Совета Европы),
консультативной фирмы EDUKARI (Великобритания), координатором которой
является доцент кафедры социально-педагогической работы Гентского
университета (Бельгия) Пер Ван дер Креефт. Главной отличительной
особенностью этой программы может считаться то, что содержание и методы
реализации программы не только предоставляют учащимся конкретные знания
о зависимостях и их негативном воздействии на организм, но и формируют
внутриличностные механизмы противостояния различным аддикциям.
В 2008 году программа формирования жизненных навыков была применены с
целью профилактики компьютерной зависимости. Результатами эксперимента
явились следующие показатели. В контрольной группе количество учащихся с
предрасположенностью к компьютерной зависимости увеличилось на 33%, в
экспериментальной группе после реализации программы формирования
жизненных навыков количество детей с предрасположенностью снизилось на
20 %. (Вилкоксон, T=0,013, при p≤0,05). В процессе эксперимента
так же были изучены механизмы произошедших изменений. А именно,
структура ценностей учащихся. В контрольной группе значимых изменений в
структуре ценностей не произошло, а в экспериментальной группе
достоверные различия коснулись таких ценностей, как «творчество»,
«уверенность в себе», «высокие запросы» и «ответственность». Особого
внимания заслуживает позиция «творчество». То есть, если у одарённых
детей растут возможности реализации творческого потенциала, то риск
возникновения компьютерной зависимости снижается. Интересными
кажутся результаты ещё одного эксперимента, основанного на программе
формирования жизненных навыков, в котором изучалось изменение отношения
учащихся старших классов к проблеме компьютерной зависимости. После реализации программы достоверные изменения коснулись следующих позиций: 1. «Считаешь ли ты, что излишняя увлечённость Интернетом является проблемой современного общества?» (φ*= 1,91, при p≤0,05) 2. «Трудно ли излечиться от компьютерной зависимости?» (φ*= 2,29, при p≤0,05) 3. «Считаешь ли ты, что можешь внести весомый вклад в профилактику компьютерной зависимости?» (φ*= 1,96, при p≤0,05)
Это может быть объяснено тем, что в процессе реализации программы
формирования жизненных навыков все занятия предполагали выработку
активной жизненной позиции, поэтому подростки экспериментальной группы
не только осознали наличие в обществе проблемы компьютерной зависимости,
но высказали готовность и поверили в возможность изменить ситуацию
путем личного включения в профилактические мероприятия. Таким
образом, всё вышесказанное позволяет выделить ряд значимых моментов,
которые необходимо учитывать при создания условий для самореализации
одарённых детей. 1. Для поддержки одарённых детей необходимо создавать условия, дающие возможность их самореализации 2. Предполагаемые мероприятия должны носить системный характер. 3.
Особое внимание необходимо уделять рискам, снижающим эффективность
реализуемых программ. К таким рискам у одарённых детей может быть
отнесена компьютерная зависимость. 4. Таким образом, реализуемые
программы должны способствовать творческой реализации одарённых детей и
быть направлены на формирование жизненных навыков.
____________________________________________________________________________________________________________ A
lot of attention is given to various aspects of a problem of
endowments. The presented, talented people substantially define a level
of development of a science, culture, manufacture and the country as a
whole. The working process with the presented children shows, that
talented children concern to a category "difficult" or demanding
enhanced attention. Although complexities in dialogue concern not only
surrounding, but also their selves. It is difficult to them to contact
to contemporaries, teachers and parents. Such qualities as initiative
and impulsiveness peculiar to the uncommon child, do not always answer
expectations of its "normal" environment. The urgency of the
given problem is caused by the necessity of preservation, formation of a
mental potential of a society and creation of comfortable and optimum
conditions of development of the presented children. In this connection,
there is a revealing and development problem of the presented children,
creation of conditions for realization of their potential
opportunities. One of the ways to support the presented
children is a creation of the alternative conditions for realization of
their potential. The organization of intraschool, regional, city
scientifically-practical conferences, competitions and various
Olympiads. In «the Day time boarding school-84 » the model of work with
the presented children is approved and realized. Regular and systematic
work with the presented children is organized, alternative conditions of
occurrence are created. It is possible to consider the
increasing in quantity of the pupils who are taking part in
scientifically-practical conferences and Olympiads and the increase in
successfully acted children as result of the organized model. The
majority of not chemical addictions - are socially approved. They are
not so pernicious for health, but they conduct to degradation of the
person and decomposition own "I" in psychological sense as well as
chemical addictions. The minuses of not chemical forms of
addictions practically are not sounded, so statistical data of the
researches is lead by us, has turned out the following: at diagnostics
of 460 pupils from 9 till 16 years of schools of Samara for presence
computer, SMS and TV-addictions was possible to establish the following. 1.
The Total of pupils having the predisposition to computer addiction
makes 78 %. It is necessary to note, that the individuals having high
levels of enthusiasm by a computer, are in each of surveyed age
categories. 2. The Total of children predisposed to TV-addiction
makes 49 %. Children of 11-12 years have the biggest risk of occurrence
of this kind of addiction. The given fact is improbable at other pupils . 3. Predisposition to SMS-addiction is revealed at 48 % of pupils. The greatest share is necessary on pupils of 11 classes. Thus,
if in case of computer addiction there is a uniform distribution of
predisposition on all investigated age in case of SMS and TV-addictions
relative localization is observed. Computer addiction exists in
2 basic forms - the Internet-addiction and addiction on computer games.
One their factors of formation of the specified kind of addiction
presence enough high I.Q. is. That is in «group of risk» the presented
children especially get. By spring, 2008 the research of personal
features of the presented teenagers with predisposition to computer
addiction has been carried out. • The research of data allows to
speak that there are statistically significant distinctions of personal
features and computer addiction at the presented teenagers and the
teenagers who have not shown high parameters in any kind of activity
(size of criterion U=2.500 at р≤0,05). Hence, it is possible to speak
about characteristic personal features of the presented teenagers with
predisposition to computer addiction. • For the presented children
the raised vulnerability and sensitivity are characteristic, lack of
emotional contacts to contemporaries, with members of family is
observed. As at teenage age the dialogue with contemporaries becomes the
leading activity . That in this case the real dialogue is replaced
virtual. • Also the presented teenagers with computer addiction can
overestimate the opportunities in a greater degree and overestimate
themselves, in comparison with dependent teenagers from control group. •
Alongside with it, the presence of an internal conflict ness of
representations about itself and decrease in self-checking is observed
at presented computer addictions . • The Correlation analysis has
shown, that there is an interrelation between a level of computer
addiction and such personal features as a level of the internal control
of behaviour in experimental group and conformity in control group. So
for the presented teenagers the factor that advances the risk of
formation of computer addiction will be the low level of self-checking
of the emotions and behaviour (Spirman k = - 440 р≤0.05). • For
"ordinary" teenagers such risk factor is the high conformity level of
behaviour when the person is ready to refuse the belief and principles
for the sake of acceptance by other members of significant group for
itself acts, shows normative behaviour for this group, the attitude and
emotional reactions In connection with the received results, the
question of the organization of effective preventive maintenance of
computer addiction for all categories of pupils in general and for the
presented children especially is actual. As an example of such universal
program it is possible to name the preventive antinarcotic program of
formation of the vital skills, being the result of cooperation of Group
of Pompidou (Council of Europe), advisory firms EDUKARI (Great Britain)
which coordinator is the senior lecturer of faculty of
socially-pedagogical work of Gent university (Belgium) Pierre Van der
Crift. The maintenance and methods of realization of the program
not only give pupils the concrete knowledge of addictions and their
negative influence on an organism but also form intrapersonal mechanisms
of opposition various addictions can be considered as the main
distinctive feature of this program. In 2008 the program of
formation of vital skills was applied with the purpose of preventive
maintenance of computer addiction. The results of experiment have
following parameters. The quantity of pupils with
predisposition to computer addiction in control group has increased for
33 %, after realization of the program of formation of vital skills the
quantity of children with predisposition has decreased on 20 % in
experimental group . (T=0,013, при p≤0,05) During experiment the
mechanisms of the occurred changes have been studied. Exactly, the
structure of values of pupils. There are no significant changes in
structure of values in control group, in experimental group authentic
distinctions have concerned such values, as "creativity", « confidence
of », « high inquiries » and "responsibility". The special
attention is deserved with a position "creativity". So, if the
opportunities of realization of the presented children of creative
potential grow then the risk of occurrence of computer addiction
decreases also grows. One more experiment based on the program
of formation of vital skills has interesting results, in which change of
the attitude of pupils of the senior classes for a problem of computer
addiction was studied. The authentic changes have concerned following positions after realization of the program : 1. « Do you Consider, that the excessive enthusiasm for the Internet is a problem of a modern society? »( φ*=1,91, p≤0,05) 2. « Is it difficult to recover from computer addiction? » (φ*=2,29, p≤0,05) 3.
« Do you Consider, that you can bring the powerful contribution to the
preventive maintenance of computer addiction? » (φ*= 1,96, p≤0,05).
It can be explained to that all employment assumed development of an
active vital position during realization of the program of formation of
vital skills , therefore the teenagers of experimental group do not
only have realized the presence in a society of a problem of computer
addiction, but also have stated readiness and have believed in an
opportunity to change a situation by personal inclusion in preventive
actions. Thus, all aforesaid allows to allocate a number of the
significant moments which are necessary for considering at creation of
conditions for self-realization of the presented children. 1. For support of the presented children it is necessary to create the conditions enabling their self-realization 2. Prospective actions should have system character. 3.
The Special attention is necessary for giving the risks reducing
efficiency of realized programs. Computer addiction can be carried to
such risks at the presented children. 4. Thus, realized programs
should promote creative realization of the presented children and be
directed on formation of vital skills.
|